|
Обо всем, что нравится Доктору Лектеру
Алессандро Скарлатти
Скарлатти, Алессандро (Scarlatti, Alessandro) (1660–1725), автор вокальных и
камерно-инструментальных произведений, один из основателей неаполитанской школы, в
которой сформировался стиль итальянской оперы 18 в. Родился 2 мая 1660 в Палермо
(Сицилия), по-видимому, в бедной семье. После того, как Скарлатти рано проявил
музыкальные способности (первая опера написана им в 19 лет), его отдали в консерваторию
«Сант Онофрио а Капуана» в Неаполе, где можно было учиться бесплатно (первоначально
консерваториями называли приюты для сирот и беспризорников, в которых воспитанникам
давали музыкальное образование, готовя из них церковных певчих). Предполагают также,
что он занимался с Дж.Кариссими.
12 апреля 1678 Алессандро, находясь в Риме, женился на Антонии Анзалоне, и к
1695 в семье было десятеро детей. С 1680 он служил хормейстером у жившей в Риме шведской
королевы Кристины, а в 1684 переехал с семьей в Неаполь. Здесь короткое время преподавал
в консерваториях «Сант Онофрио» и «Санта Мария ди Лорето» и служил хормейстером у
испанского вице-короля в Неаполе. В 1702, поняв, что музыкальная жизнь города больше не
предоставляет ему возможностей отличиться, и устав от необходимости писать оперы во
вкусе вице-короля, Алессандро взял отпуск и отправился в поездку по разным городам
вместе с сыном Доменико. Несколько лет они провели во Флоренции, Риме и Венеции, где
были поставлены оперы Алессандро Митридат Эвпатор (Il Mitridate Eupatore) и Триумф
свободы (Il trionfo della libert , Венеция, 1707). В 1708 Алессандро вернулся в Неаполь.
C 1718 по 1721 он жил в Риме; среди опер, созданных в этот период, – Телемак
(Telemaco, 1718) и Добродетель против любви (La virt negli amori, 1721). В 1722 он снова
приехал в Неаполь, где и жил вплоть до своей кончины 24 октября 1725.
Алессандро приобрел известность и как педагог; в частности, у него учились
Ф.Дуранте, Н.Логрошино и немецкий композитор И.А.Хассе.
Основной вклад Алессандро Скарлатти в становление неаполитанской оперной
школы состоит в следующем: 1) он выработал форму итальянской увертюры (sinfonia),
основанной на последовательности темпов «быстро – медленно – быстро»; 2) в его
творчестве закрепилась схема арии da capo (А–В–А) как преобладающей формы выражения
вокального начала в опере; 3) он установил четкое разделение оперного речитатива на
два вида – recitativo secco («сухой» речитатив с аккомпанементом одного клавесина)
и recitativo accompagnato («аккомпанированный» речитатив с поддержкой всего оркестра).
Еще одной важной чертой неаполитанской школы стало выдвижение на центральное место
в опере сольной вокальной арии, причем другие музыкальные или драматические элементы
отошли на второй план.
Среди опер Алессандро Скарлатти выделяются: Розаура (La Rosaura, Рим, 1690) –
своими четко построенными ариями da capo и аккомпанированными речитативами; Тигран
(Il Tigrane, Неаполь, 1715) – большим составом оркестра; Триумф чести (Il Trionfo
dell'onore, Неаполь, 1718) – единственная комическая опера композитора.
Хотя достижения Скарлатти в оперном жанре затмили его инструментальные
произведения, нельзя не признать, что камерно-ансамблевые и клавирные произведения
композитора демонстрируют блестящее мастерство в применении разнообразных выразительных
средств. В клавирных сочинениях он близок своему современнику Б.Пасквини, хотя стиль
Скарлатти гораздо богаче по образному строю и техническим решениям. Его клавирные пьесы
ближе к гомофонному письму, нежели музыка Пасквини, и дальше отходят от старого типа
имитационного контрапункта, характерного для форм ричеркара и канцоны. В клавирных жанрах
Скарлатти выступает прямым предшественником Д.Букстехуде и И.С.Баха.
Э.Дж.Дент в перечне крупных сочинений Алессандро Скарлатти указывает 64 оперы из примерно
115 существовавших, а также 20 ораторий, 19 серенад и праздничных кантат, 29 кантат для
двух солирующих голосов, шестистах сольных кантатах с бассо континуо, 61 сольную кантату
с инструментальным сопровождением, 8 мадригалов, 10 месс и 57 мотетов. Кроме того,
имеются 12 симфоний (кончерти) для малого оркестра, струнный квартет, сонаты для разных
инструментальных составов, 29 токкат, 2 сюиты, 2 цикла вариаций (один на тему Фольи
А.Корелли), 6 прелюдий и фуг, 6 концертов для клавесина и 3 органных фуги.
Барни
Copyright © Hanniballecter.narod.ru Все права
защищены.
Опубликовано на: 2004-06-24
[ Назад
] |
|